Горно-таежная и предгорная зоны Алтая, Саян и Забайкалья

При наличии значительного количества осадков и тепла в вегетационный период в редкостой­ных лесах, на вырубках и гарях, а также в речных долинах развиваются обширные заросли кустарников и высокотравной растительности, среди которой много медоносных видов. К числу важнейших медоносов, обеспечивающих в лесных и горных районах медосбор, относятся медуница, ива, акация желтая, синюха, сныть, дягиль сибирский, дудник лесной, осот лесной (татарник), местами малина, кипрей и многие другие виды; в предгорьях остепненных районов ценные медоносные растения — душица, зопник, зизифора, чабрец, серпуха, люцерна желтая, горошек, клевер, местами синяк. В субальпийском поясе Горного Алтая обильны медоносные кустарники из акации, рододен­дрона, ивы. Из высокотравных медоносов наибольшее значение имеют здесь соссюрея (белковка), маралий корень, борщевик и др. В благоприятные по погодным условиям годы в горно-лесных и предгорных районах Сибири пчеловоды нередко откачивают мед 2 раза: после медосбора с ивы и акации желтой (раннелетний) и после медосбора с лесного и лугового разнотравья (летний). Известны случаи, когда в Кемеровской

149


Области в благоприятные годы во время цветения ака­ции пчелиные семьи собирали в течение нескольких дней по 6—8, в лучшие дни — до 16 кг, а за весь период цветения — от 30 до 60 кг меда. Заросли дуд­ника и других зонтичных растений обеспечивали при­весы контрольного улья до 9 кг в день.

Полифлорный характер медосбора сохраняется в Предбайкалье и Забайкалье. В Забайкалье из ранних источников медосбора заслуживает внимание багуль­ник, а из культурных растений — гречиха. Таким об­разом, для южных горно-таежных районов Сибири определяется основной тип медосбора акациево-луго-воразнотравный, Предбайкалья — малиново-разно­травно-кипрейный, Забайкалья — багульииково-гречи-шно-разнотравный.

Дальневосточная Приморско-Амурская зона. Юж­ная часть Дальнего Востока относится К Лесной зоне, хотя в ряде мест встречаются ландшафты лесостепно-ного типа. Флора смешанных и широколиственных лесов Дальнего Востока исключительно богата и раз­нообразна. Широко представлены в составе широко­лиственных пород медоносы: несколько видов липы, клена, бархат амурский и др. Имеется богатый и раз­нообразный подлесок из жимолости, элеутерококка, кустарниковых, кленов, рябины, черемухи, смородины и сирени. На более освещенных местах плотные зарос­ли образуют аралия, малина, барбарис, рододендрон.

В южных лесостепных районах Приморья распро­странены производные дубово-липово-кленово-кустар-никовые ассоциации. В подлеске, на опушках часто преобладает из медоносов леспедеца. Хорошо развит травяной покров из лесных и луговых видов, включая медоносные растения (серпуха, клевер, ясенец, мята и др.). В Приамурской части горные увалы чередуются с болотистыми марями, широкими долинами рек. Здесь имеются ценные весенние медоносы — ивы, багульник, болотный вереск, голубица. Местами встре­чается много малины, иногда кипрея.

Из культурных медоносов в ряде лесостепных районов зоны имеет существенное значение гречиха.

Виды липы (Такета, амурская и манчжурская) цветут в последовательные сроки и обеспечивают глав­ный медосбор в июле до 25 дней. Привесы контроль­ных ульев на пасеках в это время достигают 20—24 кг

150


В день (известны случаи привеса в летние дни 30 и даже 33 кг).

После медосбора с липы многие пасеки перевозят из тайги в лесостепные районы на поздиелетнее разно­травье и леспедецу. Пчелы собирают второй продук­тивный медосбор, который достигает 20—30, а иногда 40—50 кг на пчелиную семью.

Различное сочетание нектароносных растений соз­дает в зоне основные типы медосбора: липовый, липо-во-леспедециево-серпушный (местами с гречихой), в северной части — багульниково-разнотравный (места­ми с гречихой).

Основные медоносные растения разных зон страны приведены в таблице 12.

Размещение пчеловодства по зонам определяется медоносными условиями и степенью хозяйственного освоения территорий. Малая насыщенность пчелами отдельных зон страны не означает отсутствие или ограниченность возможностей для развития пчеловод­ства. Чаще всего это еще не освоенная пчелами территория. Практика показывает, что можно успешно заниматься разведением медоносных пчел даже за пределами 65 параллели северной широты. Проводи­лись исследования медоносных ресурсов Архангель­ской и ряда других северных областей. Было установ­лено, что нектароносность каждого цветка значительно выше, чем у аналогичных медоносов в средней и юж­ной полосе страны. Но пока эти регионы остаются незаселенными пчелами.

Широкие возможности развития пчеловодства открылись после ввода в действие БАМа. В настоящее время там создаются крупные медово-товарные комп­лексы. Бурно развивается пчеловодство на приусадеб­ных пасеках.

В местах концентрированного пчеловодства далеко не полностью исчерпаны возможности для развития пчеловодства. Резерв заключается в рациональном использовании имеющейся кормовой базы и медонос­ных ресурсов.

Исключительно большими перспективами развития продуктивного пчеловодства располагают Урал, Си­бирь и Дальний Восток.

Пчеловодство, как и любая другая отрасль сельско­го хозяйства, должно быть подчинено экономическому

152


Закону пропорционального развития, т. е. более полно удовлетворять растущие потребности населения в ле­чебных и диетических продуктах, а промышленность — в незаменимом сырье.

 

Новые материалы